ФЭНДОМ

Основопроложения диалектической логики Марка ТуровскогоПравить

Если Светлов В.А. в Практической логике не рискует, то Туровский Марк Борисович без обиняков называет свою концепцию эпистемологии "Диалектической логикой" (Предыстория интеллекта. - М. 2000)
Концепция Туровского персоналистская, - в ее центре не гегелевский всеобщий дух, а всеобщее, - в индивиде, субстанция-субъект. Это уже как-то координируется с элементарной диалектической логикой, которая именно субъектная логика.

"Таким образом, диалектическая логика есть логика исторического процесса и как таковая имманентна ему" (С.139) ... "диалектика как логика является наукой о бытийном формировании всеобщего" (Туровский М.Б. Диалектическая логика: система рефлективных определений противоречия как порождающего взаимодействия//Диалектика рефлексивной деятельности, Раздел II, глава 6. - Ростов-на-Дону, 1983. - С. 140)

Основоположение 1.

1.0. (Туровский, название главы 6) Диалектическая логика - система рефлективных определений противоречия как порождающего взаимодействия.

Правило диалектической логики Гегеля: Для полноты характеристики к положению необходимо добавить противоположное и привести их в состояние порождающего взаимодействия.

1.1. Как и всякая логика, диалектическая логика - наука объектная, т.е. такая, которая рассматривает межобъектные отношения, не предпосылая их рассмотрению какого-либо предпочтения одного из участников этих отношений или класса их (Туровский М.Б. Диалектическая логика: система рефлективных определений противоречия как порождающего взаимодействия//Диалектика рефлексивной деятельности, Раздел II, глава 6. - Ростов-на-Дону, 1983. - С. 140).

Рефлективный анализ (обращение к только что порожденному тексту).

Добавление 1. Как и всякая логика, диалектическая логика - наука о правильных рассуждениях (см. п.1.0).

Добавление 2. Особенность диалектической логики состоит в том, что к положению о своей объектности она добавляет положение о субъектности и тем самым отличается от формальной логики. В той мере, в какой она объектна, ДЛ формальна. А в той мере, в какой она субъектна, ДЛ содержательна. Ибо субъект - это порождающий содержательность иррациональный элемент рациональной системы логики.

Добавление 3. Диалектическая логика рассматривает не только межобъектные отношения в статусе онтологии, но и субъект-субъектные отношения по поводу объекта. Только уже в статусе гносеологии. В обоих случаях имеем дело с Логикой (с большой буквы) как категориальной логикой, исследующей и порождающей систему философских категорий - основу рационального мышления человека.

Добавление 4. В диалектической логике субъект-субъектные отношения предпосылаются рассмотрению предпочтений одного из участников логико-диалогического отношения, выраженного порождающим взаимодействием тезиса и антитезиса. Обычно по поводу проблемного предмета обсуждения в какой-либо мысленной или реальной дискуссии. Но в этом случае речь идет уже о специальной части ДЛ - элементарной диалектической логике как логике в собственном смысле этого слова (науке о рассуждениях).

--

Михаил Петрович Грачёв.